Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы | Новости и обзоры игрового мира full screen background image

Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Цикл материалов GameGuru, посвященных подведению итогов 2021 года, подходит к концу. Последние две оставшиеся темы — это неожиданные сюрпризы и крепкие среднячки. Сегодня мы разберем то, что больше всего удивило нашу редакцию в уходящие 365 дней, а завтра — займемся «альтернативными играми года».


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Эксклюзивы PlayStation — это древний повод для ссор между приверженцами разных платформ. Истинные ПК-бояре уже два поколения подряд разрывают форумы и страницы пользовательских оценок на Metacritic вечными тезисами: кинцо, убого, плохо, никому не нужно. Для менее же категоричной прослойки ПК-геймеров эти игры были единственным поводом купить PlayStation в довесок к своей любимой системе. 

Однако в прошлом году на ПК внезапно вышла Horizon Zero Dawn. Sony нарушила свою незыблемую политику впервые за 14 лет. И тогда было совсем неясно, что же это такое: первая ласточка изменений или просто единичная акция, какой-то непонятный тест? Уходящий 2021-й расставил все точки, запятые и тире. Days Gone все так же внезапно вышла на ПК в начале года, а под конец — релизнулась Final Fantasy 7 Remake. На начало следующего года анонсированы Uncharted: The Nathan Drake Collection и даже главный эксклюзив платформы God of War

Теперь уже очевидно, что бизнес-эксперимент где-то внутри Sony признали очень удачным: ПК-игроки готовы по полной стоимости покупать давно уже отжившие свое тайтлы PS4, которые владельцы этой системы неохотно покупают даже с огромными скидками. Остается лишь гадать, какой бывший эксклюзив выйдет на ПК после God of War и Uncharted.


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Представить себе такого издателя, как PlayStation PC LLC, еще в 2020 году было решительно невозможно. PlayStation PC? Это что-то вроде Nintendo Xbox или Sega Switch. Однако минувший 2021-й кардинально изменил расклад сил. Паблишинговый паровоз от Sony заинтересовался ПК-рынком, причем сделал это максимально навязчивым способом.

Нет смысла перечислять все экс-эксклюзивы, которые пожаловали на боярские системные блоки в 2021-м — про Элой или Кратоса вы и без меня знаете. Тут важнее другой вопрос: «Что нам дали ПК-порты этих игр?» И вот тут все не ограничивается волшебными буквами типа RTX, DLSS или FidelityFX Super Resolution. Отнюдь! Игры стали намного удобнее и вариативнее по отношению к юзеру. Вы без геймпада? Не беда, вот поддержка клавиатуры с мышью. Вам было мыльно в переполненном зомби Орегоне? Окей, вот вам поддержка разрешений до 4К, улучшенные эффекты и доработанные текстуры, которые PS4 Pro только снятся. И вот в этом смысле геймеры платят за дополнительные эффекты, за бонусные возможности столь знакомых игр. Дошло до смешного: в Days Gone пришлось увеличить сложность игры, так как неожиданно для авторов из Bend Studio поддержка мышки сделала игру уж слишком простой — выживание превратилось в тир.

В любом случае, тенденция по утрате платформой PlayStation пастген-эксклюзивов, то есть уже стареньких проектов и первых частей культовых серий, как например Horizon или God of War, крайне радует — ПК-игрокам больше не обязательно разводить холивары и проходить вчерашние эксклюзивы на Ютубе. Печалит лишь отсутствие региональных цен, из-за которых большинство перенесенных спустя 3-4 года игр стоят дороже, чем на момент своего выхода на консолях.

И все же: больше игр, хороших и разных, для самой широкой публики. Хорошая же тенденция, верно? Так что теперь бы ПК-версию Bloodborne дождаться…


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Очень сложно не радоваться тому, что Sony наконец-то решила дать боярам пощупать те самые игры, которые уже пару поколений провоцируют срачи в сети. Да чего там: я, как убежденный пекарь, и сам с огромным удовольствием наверстал Days Gone, с заметно меньшим — Horizon Zero Dawn, а совсем скоро наверстаю и God of War. Посмотрю, наконец, из-за чего был весь этот хайп. Но есть все-таки у меня несколько мыслишек, от которых неприятно свербит под ложечкой.

Во-первых, ценовая политика. Когда Horizon Zero Dawn впервые появилась в Steam с прайсом в 930 рублей, я не мог поверить своим глазам. Тогда я подумал: какие хорошие и справедливые ребята сидят в Sony — понимают, что продают совсем неновый релиз. Ему уже три года, поэтому и ценник соответствующий. Вах. Прямо совершенно выходящая за рамки современных рыночных трендов штуковина, аж душа радовалась. Но оказалось, что справедливость нынче — это не более чем чья-то недальновидная ошибка. Совсем скоро цена игры взлетела до 2800 рублей, Days Gone продавали за 2999. Предзаказ God of War стоит уже 3199 рублей, хотя в PS Store ее можно взять за 1429 р. без скидки. Кажется, сначала Sony просто не могла поверить, что на ПК будут охотно покупать старые тайтлы PlayStation по фуллпрайсу — но геймеры просто смели эти игры с полок. Поэтому теперь нам предлагают платить двойной ценник за старые, по сути, проекты. Неприятно переплачивать, но выхода нет. Разве что еще годик подождать скидки.

Во-вторых, качество релизов Horizon Zero Dawn и Days Gone было ну слишком разным. В первом случае игрокам продали заглюченную бету, которую потом чинили полгода. Days Gone работала идеально. Какого качества будут последующие релизы? Это открытый и злободневный вопрос. Ну и в-третьих, поиграют пекари в Horizon и God of War, и что? Тут же на PlayStation выйдут сиквелы, а нам останется только пускать слюнки и ждать барской подачки, которая случится не раньше, чем через пару-тройку лет. 

Вот так и останутся ПК-игроки лишь дополнительным рынком сбыта. Просто полезным ресурсом, которому можно впарить по фуллпрайсу то, от чего юзеры PlayStation уже и со скидками воротят нос. А старый острый вопрос так и останется нерешенным. Покупать ли консоль ради желанного продолжения игры, которую ты только-только прошел, или подождать еще несколько лет в надежде на чудо?

Материал выпущен при поддержке тарифа «Игровой» от Ростелекома

Тариф «Игровой» от Ростелекома — это мощнейший интернет для геймеров, благодаря которому даже самые тяжелые игры будут скачиваться в мгновение ока. Выгрузить игру весом 150 ГБ из Steam за 20 минут? Не вопрос! 

Но одна лишь высокая скорость еще не делает тариф «Игровым». Владелец тарифа получает двойную скидку на сервис облачных игр NVIDIA GeForce NOW, позволяющий запускать самые требовательные игры на практических любых девайсах, а также уникальные преимущества в сетевых играх от крупнейших издателей — Wargaming, MY.GAMES и 4game. Бесконечные премиум-аккаунты, эксклюзивная премиальная техника в World of Tanks, World of Warships и World of Warplane, пушки на особых условиях — абсолютная мощь.

В общем — играй комфортнее, получай больше! Оставляй свою заявку на подключение по этой ссылке или щелкай по картинке ниже. 👇


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

За последние два десятка лет видеоигры методично и последовательно переходили из категории «сомнительное развлечение для задротов» в «массовая культура для всех и каждого». И вот, наконец, пришли туда окончательно. Киностудии сообразили это с солидным запозданием, но, как говорится, когда поняли, то как поняли! 2021 год — не только год великого переселения эксклюзивов PlayStation, но и переселения видеоигр из интерактивного формата на большие и маленькие экраны. Кажется, не проходило ни месяца без новостей о том, что какую-то игру кто-то экранизирует — в виде ли сериала или кино. 

«Мортал Комбат» и «Обитель зла: Раккун Сити» уже вышли в кинотеатрах — причем первая твердо намеревается стать кинофраншизой со всеми присущими сиквелами и триквелами. В начале 2022-го выйдет многострадальная экранизация Uncharted, а чуть дальше по году — и Borderlands. Оба фильма привлекли к участию целую россыпь голливудских звезд. Epic Games хочет экранизировать Fortnite. Sony — снять кино по Ghost of Tsushima. Konami вот уже который год делает фильм Metal Gear Solid. Даже российские режиссеры снимают «Метро 2033»: речь идет, конечно, скорее про экранизацию книги, но вполне понятно, от чего будет отталкиваться визуал.

А сериалы? Тысячи их! Мало сожравших весь хайп мира Arcane и «Ведьмака»? Получайте: The Last of Us с рекордным производственным бюджетом, Fallout от Джонатана Нолана, еще один сериал по мотивам Resident Evil (теперь от Netflix), шоу Cuphead, Halo, Brothers in Arms, Mega Man, Mass Effect… 

ААААААА! Остановитесь! Или… продолжайте?


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

История ходит по спирали. Если сейчас что-то на коне, а альтернатива лежит всеми забытая в канаве, вернитесь в сферу через год, два, пять, десять (зависит от области) — скорее всего, сущности поменялись местами. Не всегда это происходит явно. Победить могут не какие-то конкретные явления, которые так и останутся в истории. Но когда они достаточно забудутся, идеи из них неожиданно всплывут в чем-то невероятно революционном и новом. Как, например, в Голливуде.

Когда-то там снимали только умные фильмы для взрослых, потом Джордж Лукас и Стивен Спилберг придумали снимать блокбастеры для подростков, а в нулевые взрослые темы вернулись, но уже на кабельном телевидении и стриминговых сервисах. Отдельной сущностью здесь стоят сами блокбастеры — они уже пытались окучить видеоигровой фронт, но тогда продюсерам не хватило понимания серьезности вопроса. Когда супергерои и комиксы подвыдохлись, оказалось, что рынок видеоигр за прошедшее время серьезно вырос — так что теперь не получится воспринимать его как дешевку.

Кто-то — например, Генри Кавилл — учуял ветер перемен вовремя и теперь пытается сунуться в каждый амбициозный проект. А кто-то может позволить себе подождать еще немного и посмотреть, есть ли там что-то, кроме кринжа и потенциальных кассовых провалов. В любом случае, гиганты ищут новую золотую жилу, так что проектов по играм и смежным темам (например, Warhammer) однозначно станет больше, а среди них наверняка найдутся достойные. Что бы они там ни снимали и ни планировали, из сферы коммерческого искусства кринж никуда не денется, но, может, чего толковое и выйдет — пока еще рано судить, но надеяться можно.


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Экранизации игр выходят каждый год. Критики их уничтожают, а геймеры жалуются в социальных сетях, что уничтожено было их детство, юность или любое другое время. Студии с грустью сообщают, что фильм не оправдал ожиданий в прокате. Но на следующий день они уже радостно анонсируют экранизации Ghost of Tsushima, Gears of War и даже Space Invaders. И каждый раз фанаты видеоигр (и продюсеры) надеются на лучшее. Ведь к фильмам прикрепляют именитых режиссеров и звезд Голливуда, которые, оказывается, любят понажимать на кнопки геймпада в свободное от работы время. 

Но знаете что? Ничего не изменится. От фильма по Uncharted кринжует сам Том Холланд, который открыто говорит, что его собственная игра в этой картине его бесит. Фанаты вечно будут недовольны тем, что на роль третьестепенного персонажа взяли чернокожего, хотя в игре он был белым (и не важно, что появлялся на три минуты). Пока в Голливуде будут думать о том, как не обидеть геймеров, ни одна экранизация не добьется успеха, потому что геймеры вечно в ярости. А фильмы по играм как были кринжем, так и останутся.

Единственный выход — снимать для детей. Им все равно, с каким звуком Соник бегал в видеоиграх и почему Пикачу заговорил голосом Петра Гланца. Им просто весело, потому что Пикачу жарит током, а синий еж в кедах — круто.


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Вот уж точно главный неожиданный сюрприз года. Целое десятилетие геймеры смеялись над регулярными портами, переизданиями и различными версиями TES 5: Skyrim. Точку в этой шутке поставила сама Bethesda, которая на Е3 2018 пошутила о Skyrim Very Special Edition. Тогда это казалось финишной чертой: дескать, если издатель все осознает и шуткует, то, очевидно, не будет и пытаться в десятый раз впарить нам Скайрим. Ведь это уже просто смешно! Будет, еще как.

И этот раз — совсем уже некрасивый. Если Special Edition в 2016 году отдали бесплатно всем, кто приобрел оригинальную игру с дополнениями, то на этот раз Тодд Говард присел и как следует покумекал. За десять лет Скайрим точно купили все, кому он был нужен. А какой смысл в новом издании, если все его получат просто так? Поэтому апдейт стоит 899 рублей даже для владельцев Special Edition.

И что же он предлагает? Улучшенную графику? Новое дополнение? Возможность стриминга на телефон? Нет. Несколько предустановленных бесплатных пользовательских модов из магазина Creation Club. Спустя 15 лет после релиза TES 4: Oblivion броня для лошади выходит на совершенно новый уровень зла.


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Вряд ли кто-то на полном серьезе мог подумать, что Тодд сделает это еще раз. Но он сделал, и на этот раз превзошел сам себя. TES 5: Skyrim Anniversary Edition — очень неожиданный сюрприз. Этот продукт смог объединить в себе две самые уродливые бизнес-практики Bethesda последнего десятилетия: постоянную перепродажу одной и той же игры одним и тем же людям с попытками монетизировать наконец все эти пользовательские модификации. С какой стати геймеры играют в них бесплатно? Беспредел!

Конечно же, нет ничего плохого в том, что автор мода получит деньги за свои труды. Но почему с продажи каждого творения Bethesda получит в два раза больше средств, чем его разработчик? Может быть, хотя бы 50 на 50? Нет, распределение доходов именно таково: Bethesda отдает автору лишь малую часть выручки. Попытки компании оправдаться звучат попросту смешно. «Даже с такой долей мы видим, что некоторые моддеры зарабатывают больше денег, чем разработчики игры, чей контент редактируется», — говорит Bethesda. Моддер получает слишком много, поэтому мы, огромная корпорация, избавим его от этой беды и заберем в два раза больше. Нам ведь нужнее. Если честно, мы бы вообще ничего ему не давали, но нас и так ругают. Постоянные маневры компании с определением того, чем же являются творения Creation Club (это ни в коем случае не платный мод, но и не DLC, это… ДРУГОЕ!) лишь подтверждают: топы компании прекрасно осознают ущербность и неэтичность практики, пытаясь оправдать ее самым нелепым образом. Но лишь сильнее садятся в лужу.

Посмотрите на платиновые маневры Пита Хайнца, вице-президента PR Bethesda


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Хуже, что TES 5: Skyrim Anniversary Edition не получила вообще никаких изменений по сравнению с предыдущим переизданием — не поменялась ни графика, ни механики, даже патч с исправлением закостенелых ошибок не вышел. В качестве selling point издание использует бесплатные работы энтузиастов, включенные в изначальную сборку. Чтобы игроки на консолях, наконец, поняли, что моды — это круто, и начали бешено скупать их в Creation Club. А Bethesda загребала большую часть этих денег. Пожалуй, этот продукт имел бы какое-то право на существование, если бы Тодд Говард начислил Anniversary Edition бесплатно всем тем, кто владеет Special Edition и уже несколько раз покупал его игру. Но даже тут он проявил чудеса жадности: обновление до новой версии даже для таких людей — платное.

Ну вы поняли. Слыш, купи возможность покупать моды. 


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

С одной стороны, продавать практически один и тот же Skyrim одним и тем же людям в десятый раз — плохо. В этот раз вот человек-мем Тодд Говард вообще не напрягался: закинул в «Специальное издание» пачку платных модов из провального «Клуба творчества» и выкатил все это дело за фуллпрайс ААА-игры. Даже бесплатно обновиться до Anniversary у обладателей игры со всеми DLC не вышло. На халяву обновился лишь клиент, благодаря чему немало установленных не без труда модификаций попросту слетели (интересно, почему же). Оправдывать Тодда я не буду: в нем давно умер визионер и остался лишь эффективный продавец. Но, однако, есть и другая сторона у этого, казалось бы, безрадостного события.

Skyrim Anniversary таки позволил опробовать всевозможные модификации даже самым ленивым. Ведь чтобы установить великолепное и комплексное дополнение Beyond Skyrim — Bruma, в котором энтузиасты воссоздали немалый кусок Сиродила времен событий TES 5, обычно нужно регистрироваться на Nexus, ставить специальный софт и проводить прочие махинации, которые способны отпугнуть многих еще на этапе прочтения инструкции. Здесь же с новой системой модов все это делается всего в несколько кликов.

Мне, к примеру, знакомство с этим изданием подарило пару чудесных вечеров игры в дополнение, по размеру сопоставиме с Dragonborn. Да и по качеству, пожалуй, тоже ничуть не уступающее. Ну и тот самый контент из мастерской, помимо тонны всевозможных модов на пушки и дома, включает в себя весьма занимательное приключение с вратами Обливиона, изучение призраков Трибунала и возвращение в Корневые пещеры Мании. В общем, да: Тодд — паршивец, потому что продал контент, созданный чужими руками, и делать так, в общем-то, нельзя. Мне ключ достался бесплатно — и покупать такое переиздание, конечно, я сам бы не стал. Но, тем не менее, получил от него свою порцию удовольствия.


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Уже долгие годы Valve пытается танцевать куда-то в сторону сегмента потребительской техники для геймеров, но получается это у нее скорее нет, чем да. Компьютеры Steam Machines на базе SteamOS потерпели полнейший крах, провалились и геймпады Steam Controller, складские остатки которых компания распродавала за бесценок (всего пять баксов!) в 2019 году. Более или менее здорово чувствуют себя шлемы Valve Index, но их, по большому счету, продала Half-Life: Alyx.

И вот грянул гром. Steam Deck — портативная консоль нового поколения. Если Nintendo Switch получает значительно порезанные порты AAA-игр, причем по капле в год, то на консоли от Гейба можно будет открыть любой (или почти любой) тайтл из своей библиотеки и поиграть в него как минимум при 720p и 30 fps. Чудеса на фоне Switch, которая в портативе зачастую опускается до 540p и ниже. Даже Cyberpunk 2077 на Steam Deck можно будет пройти, как уверяет сама Valve

Все это выглядит очень здорово и многообещающе, но главный вопрос заключается в другом. Сможет ли Valve, наконец, разбить проклятье и выпустить на рынок действительно востребованное устройство?


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

Анонс Steam Deck — одна из самых приятных неожиданностей уходящего года. И хотя сам портативный игровой ПК от Valve подоспеет лишь в начале 2022-го, эта новость дает сразу несколько поводов для радости. Заявка на возвращение портативного гейминга от настолько крупной компании — само по себе очень круто. Ныне почившим в бозе под давлением мобильного рынка портативкам мы обязаны не только появлением одних из самых оригинальных проектов в истории индустрии, но и множеством часов игры в дороге, на диване и толчке (если вы, конечно, не ханжа). Пока что оригинальных игр для Steam Deck не заявлено, но возможность прихватить всю библиотеку Steam в поезд или самолет способна возбудить многих. 

И этим дело не ограничивается! Возможность установки Windows на Steam Deck подразумевает доступ к огромному каталогу эмуляторов всевозможных консолей, а также запуск игр из Epic Games Store, GoG и Xbox Game Pass для ПК. Недаром проект Valve так нахваливают Фил Спенсер и Тим Суини: для них это шанс расширить аудиторию. А еще — что даже более важно — сигнал для всех крупных игроков на рынке: выпуск портативки в 2022 году — это норма! Давно отказавшиеся от идеи поддерживать полноценную портативную консоль Sony и Nintendo наверняка будут пристально следить за судьбой Steam Deck. А сегмент портативных ПК, которыми до этого всерьез занимались лишь китайцы, может вырасти в нечто гораздо большее. Как бы ни сложилась судьба этого амбициозного проекта, геймеры ничего не потеряют в случае его провала и могут много выиграть в случае успеха.

Ну, и до кучи из приятного: теперь мы теперь точно знаем, что Габен и его команда иногда берут перерывы от купания в деньгах и занимаются чем-то дельным. Сначала Half-Life: Alyx, теперь вот Steam Deck… Такими темпами и в Half-Life 3 начнешь верить!


                    Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Неожиданные сюрпризы

У меня нет никакого негатива в адрес самой консоли. Но непонятен такой ажиотаж: на рынке уже давно существуют «ПК в кармане» от китайских производителей, причем весьма достойного качества. И у всех этих устройств есть преимущество над Steam Deck: они работают под управлением Windows 10 из коробки. Следовательно — сразу же предлагают куда большую библиотеку приложений и игр, а также более гибкую настройку, когда со Steam Deck придется повозиться. Конечно, Valve не стала раскрывать всех карт раньше времени, но уже сейчас есть поводы посомневаться: насколько хорошо будет реализована совместимость, скажем, с проектами 15-летней давности, коих в Steam предостаточно? А что будет с производительностью? Достаточно вспомнить ранние тесты, по результатам которых Control выдавала едва ли стабильные 30 кадров на минимальных настройках. И в это в дорогом устройстве, что вроде как считается портативом нового поколения.

Но есть и более актуальные вопросы с оглядкой на суровую российскую действительность. Базовая версия стоит 399 долларов — по актуальному курсу это почти 30 тысяч рублей без учета доставки и прочих сопутствующих трат. Тем же, кто решится брать у перекупов, явно придется отдать не менее 40. Как, впрочем, и в случае, если «Бука» или другой российский ритейлер договорится с Valve: официальный российский ценник с НДС, таможенной пошлиной и наценкой магазина запросто может приблизиться к 40 тысячам. Вот только базовый вариант поставляется с 64 ГБ встроенной памяти (часть которой явно отойдет под нужды ОС) малоиграбелен с учетом того, сколько весят современные игры. Вывод — докупать карту памяти, причем дешевые китайские варианты вряд ли обеспечат комфортную работу. Итого общая стоимость легко перевалит за полтинник.

Учитывая, что это не основная платформа, а просто дополнение к ней, для рядового российского геймера сумма кажется неподъемной. Остается уповать на то, что Гейб это понимает — и введет для нас щадящий региональный ценник.

Понравилась серия материалов? Зацените ретроспективные итоги прошлых лет на GameGuru. Ох, как же давно это было!..

  • Итоги игрового 2020 года
  • Итоги игрового 2019 года
  • Итоги игрового 2018 года

На этом с подведением итогов игрового 2021 года почти закончено. Впереди лишь крепкие среднячки — наш вызов традиционным лучшим и худшим играм года, которые так любят называть другие издания. И с ними мы определимся в последний день уходящего года!

Материал выпущен при поддержке тарифа «Игровой» от Ростелекома

 




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *