Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица | Новости и обзоры игрового мира full screen background image
Последнее обновление

Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

«Thief с пушками! Мы делаем Thief с пушками! Кстати, заходите на ThiefWithGuns.com!» Примерно в таком ключе глава студии New Blood и современная рок-звезда инди-индустрии Дэйв Ошри на протяжении двух с лишним лет рекламировал Gloomwood — игру про случайного скитальца в мрачном полузаброшенном городишке, где творится всякая дьявольщина. За это время она стала одним из самых ожидаемых и хайповых независимых проектов. Казалось тут сошлись все звезды: компания, съевшая собаку на ретро-шутерах, готовится воскресить еще один безвременно почивший жанр — иммерсивный стелс от первого лица — и обогатить его фирменным ганплеем. На неделе Gloomwood ко всеобщей радости наконец-то прокралась в «Ранний доступ» Steam: у игры 95% положительных отзывов, причем заигрываются ею даже в застенках Arkane и CD Projekt. Но все ли так безоблачно?

Дурная кровь

Если как следует задуматься, то даже сама по себе концепция «Thief с пушками» не покажется такой уж беспроигрышной. На поверхности звучит круто! Но и ряд подводных камней имеется. Как подружить динамичные шутерные механики со стелс-геймплеем, традиционно требующим игрока избегать прямой конфронтации с врагами? Особенно, если речь идет о стелсе из Thief! Медленной, вязкой, почти медитативной игре, требующей от игрока вдумчивого планирования каждого шага на пути к успеху. Забавный факт: на релизе в 1998 году некоторые профильные издания называли Thief буквально «анти-шутером». Настолько она была непохожа на другие игры от первого лица той эпохи, авторы которых вдавливали педаль газа в пол, тщетно стремившись угнаться за славой DOOM и Quake.

С другой стороны, если кому и под силу такая нетривиальная задачка, то именно студии New Blood, в последние годы стабильно поставляющей на рынок адреналиновые ретро-шутеры на любой вкус: от вычурной AMID EVIL до откровенно бумерской DUSK и ультра-задротской ULTRAKILL (ну любят ребята писать названия своих игр капсом). Тем более, что к разработке Gloomwood еще и подключили локальную знаменитость: автора той самой DUSK Дэвида Шиманьского. Вот уж кто должен знать толк в виртуальной стрельбе! Да и опыт разработчика бюджетных хорроров должен был ему пригодиться. Посему казалось, что даже если New Blood не удастся воссоздать в Gloomwood те элементы Thief, которые делали ее великой, в самом худшем случае «все равно получится автомат Калашникова». То бишь, мы по крайней мере можем рассчитывать на сносный шутан. На деле же парадоксальным образом все вышло ровным счетом наоборот.


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

Gloomwood в первую очередь порадует тех, кто любит скрываться в тенях и подкрадываться ко врагам незаметно

Ваш отец — «Вор»!

Главный герой Gloomwood, безымянный доктор, просыпается в импровизированной тюрьме на окраине мрачного викторианского городка, в котором явно творится что-то неладное. Всюду валяются обезображенные трупы, шастают крысы, а охраняют узника загадочные стражи в красных робах и со светящимися глазами. К счастью, на помощь незадачливому эскулапу приходит таинственный доброжелатель: с его помощью герой выбирается из плена, собирая по пути основной арсенал для решения проблем с неприветливыми жителями городка. Сюда входит кольцо с драгоценным камнем, помогающее определить, насколько хорошо его обладателя скрывают тени, небольшой докторский саквояж для переноски всякого полезного и не очень лута, а также элегантная трость со скрытым клинком.

Этот набор инструментов вкупе с медленным темпом ходьбы и небольшой полоской здоровья главного героя явно подталкивает игрока к скрытному прохождению. И в этом компоненте игра неожиданно оказывается весьма компетентна! Причем именно в том виде, в каком было заявлено. Ассоциации с Thief вызывают и разветвленные локации с изрядной вертикальностью, и элементы платформинга, и даже схема управления с возможностью заглянуть за угол или подтянуться на уступе. Основные приемы для прохождения локаций также будут знакомы бывалым ворам: подкрадываемся к стражнику сзади, чтобы прирезать его одним ударом или отвлекаем его внимание броском пустой бутылки в противоположный угол помещения. А еще здесь крайне желательно оставаться не только невидимым, но и неслышимым для врагов. Разные поверхности под ногами доктора издают больше или меньше шума: по земляной тропинке можно спокойно подбегать к спинам стражников практически вплотную, а вот шаги по металлическому полу услышать могут даже в соседней комнате.


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

Сюжет оставляет пространство для догадок. Может, у всех в этом городе просто развилась белая горячка на фоне злоупотребления алкоголем? И поэтому они так враждебно встречают доктора?

Да и мрачный антураж и стилистика Gloomwood с элементами низкополигонального хоррора во многом напоминают легендарное творение Looking Glass Studios. Все локации очень темные, а тревожные звуки заставляют то и дело останавливаться, прислушиваться и вглядываться во тьму: черт его знает, что вас ждет за соседним углом! Во второй локации — заброшенных шахтах с бродячими чудовищными собаками и минимальным пространством для маневра — игра и вовсе начинает походить на хитовые инди-хорроры былых лет вроде Penumbra и Amnesia. Впрочем, к этому моменту игрок, скорее всего, уже обзаведется первым огнестрелом. И, возможно, вскоре об этом пожалеет. Потому что в этот же момент Gloomwood обнажит свою самую слабую точку по части геймдизайна. 

С пушкой на поножовщину

Это даже как-то неловко говорить вслух, но факт остается фактом. Gloomwood (игра от New Blood, если что!) не работает как шутер. И дело не в том, что огнестрел здесь — оружие последнего шанса, которое спасает только в случае обнаружения, или в том, что амуницию слишком сложно найти. Такой подход как раз был бы уместен, учитывая стелс-направленность. Но напротив: к концу небольшой вводной кампании нам приходилось буквально пачками выгружать патроны из своего крошечного саквояжа, освобождая в нем место под более полезные предметы. Ну вы знаете, всякие там отрезанные головы и пустые бутылки. Потому что огнестрел… практически бесполезен! 


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

У вооруженных топорами и факелами стражников нет не малейшего шанса против доктора даже в открытом бою

Чаще всего игрока снабжают патронами для револьвера и из этого выходит, что он задумывался как основное оружие, не считая скрытого клинка. Так вот: местный шестизарядник — одна из самых жалких пукалок, что встречались в компьютерных играх. Мало того, что он никого не способен убить даже выстрелом в голову, так он еще и регулярно дает промахи с пяти шагов! Ей-богу, куда проще просто избавить инвентарь от этого недоразумения и сражаться с врагами врукопашную. Тем более, что половина из них отвечает вам тем же и имеет меньший радиус атаки. И если в Thief поединок на мечах даже с одним противником был делом жизни и смерти, то здесь тупоголовых культистов часто можно резать пачками по три: шаг назад, атака, шаг назад, атака — уноси готовенького!

Ах, да, враги с огнестрелом тоже встречаются. И все они — позорные хитсканнеры. То есть механически работают примерно как зомби из классических частей DOOM: если между вами и врагом можно мысленно прочертить прямую линию, то его выстрел гарантированно попадет в цель. И это окончательно ставит крест на шутерных начинаниях Gloomwood. Сколько бы у вас ни было патронов, со стреляющими врагами невыгодно вступать в перестрелку, потому что вы гарантированно получите урон, а здоровья у вас не так уж и много. А милишных врагов удобнее гасить сабелькой.

Спрашивается: зачем вообще этой «Thief с пушками» пушки?! И ведь разработчики тратили на это силы, весь набор огнестрела крайне симпатично анимирован… Игроку по ходу дела подкидывают еще поджигающую врагов ракетницу и дробовик, которые оказываются куда более полезными в ситуации, когда стелс провален. Но на этом их функционал по сути и заканчивается. Обидно!


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

Пожалуй, самый полезный ствол в игре выдают на руки за считаные минуты до занавеса

Пустота на кончиках пальцев

При этом и к стелс-части игры остаются вопросы. Верность традициям это, конечно, хорошо, но в 2022 году в подобной игре хотелось бы видеть чуть больше иммерсивных механик. Интерактивных предметов окружения, способов взаимодействия с миром, да просто полезных предметов, в конце концов! Ну не хочется верить, что пик фантазии разрабочиков — это взрывающиеся бочки! Герой может собрать в инвентарь немало всякого скарба, но на самом деле у него всего три назначения: либо это оружие и патроны, либо лечилки, либо хрень, которую можно кинуть об стену и привлечь внимание охраны. Окей, в одной локации еще можно найти капканы. Но это, кажется, и все? В Thief, напомним, были разные стрелы, веревки, зелья, мины, отмычки, ослепляющие бомбы… А в DUSK вообще можно было забить босса насмерть куском мыла и пожарить барбекю из кровавых ошметков. А потом съесть.

Причем места, которые можно было бы «прокачать» в этом плане видны невооруженным глазом. Приведем пример: сразу после побега из тюрьмы мы забрались на крышу одного из зданий. Внизу неторопливо прогуливался караул, а прямо над головами стражников висели мешки с чем-то тяжелым. Первая мысль: «Ага! Это мы уже проходили! Сбрасываем мешки, проламываем им черепушки и сматываемся, пока не поднялся кипеш!»

Логично. Но неверно. Смертоносному грузу не суждено реализовать свой потенциал — взаимодействовать с ним игра не дает.


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

Сохраняться позволяют только рядом со специальными грамофонами. Найти их всегда легко по звукам печальной мелодии

Тем более обидно сталкиваться с такими обломами, учитывая, что у игры явно есть крепкий фундамент для подобного рода нестандартных приемчиков. Платформинг в многоярусных локациях работает отлично! А возможность «собрать чего-нибудь в кучу» по заветам Half-Life 2 позволяет забраться в самые труднодоступные места с помощью пирамиды из ящиков и бочек — да это просто кайф! Тут, конечно, обнадеживает следующая мысль: игра все еще в раннем доступе и разработчики прямо объявляют о том, что хотят развивать ее вместе с игроками. Но у этой монеты есть и оборотная сторона.

Слишком ранний доступ

Даже по меркам Early Access в Gloomwood чудовищно мало контента: всего три не вполне готовых уровня, которые легко пролетаются за пару часов, даже если вы будете тыкаться в каждую стену — еще ни в одной другой игре New Blood себе такого не позволяла. При этом отчетливо видно, где именно остались недопиленные элементы, а где вырезались куски контента. В игре есть деньги, но их не на что тратить. У героя есть показатель ментального здоровья, но его ничто не способно пошатнуть. В отдельных местах игрок буквально будет натыкаться на вывески с надписью «эта часть игры еще разрабатывается». И подчас они будут преграждать путь, что называется, «на самом интересном месте».


                    Обзор Gloomwood в раннем доступе. Главные поставщики ретро-шутеров пытаются воскресить стелс от первого лица

Темный город манит… но внутрь пока не пускает

Собственно, вся игра похожа на темный переулок, который, наверное, должен привести к чему-то интересному, да только проход перекрыт. Трехчасовая кампания заканчивается впечатляющим видом на темный город, предвещающим захватывающее приключение, и эффектным клиффхэнгером с крутым камео (не будем спойлерить, но отметим, что самых преданных фанатов Thief и System Shock ждет приятный сюрприз). А что там нас ждет дальше? Увидим через год-два. Именно столько авторы планируют работать над версией «1.0». И как раз таки тут их хочется похвалить. Стоящая особняком на фоне других инди-игр за счет амбиций и выверенного стиля Gloomwood с ее потенциалом абсолютно точно заслуживает именно такого тщательного подхода. А там, глядишь, и разберутся, как эти ваши пушки нормально прикрутить.

Релизный трейлер Gloomwood. Источник: New Blood Interactive

Ради чего стоит играть:

  • Крутой готический стиль
  • Верность традициям позабытого жанра
  • Порой игра реально способна напугать
  • Кишки культистов красиво разлетаются от взрывов

Что портит удовольствие:

  • Преступно мало контента даже для раннего доступа
  • Как следует подружить пушки со стелс-геймплеем пока не получилось
  • Очень не хватает интерактивности и нестандартных способов решения проблем
  • Ни один сейф не открывается комбинацией «0451»

Итог

Лучший совет, который можно дать любому, кто заинтересовался Gloomwood — приходите через два года и надейтесь на лучшее. Или, если вы вконец соскучились по стелсу от первого лица, покупайте вышедшую пре-альфа версию и закидывайте разработчиков советами, где и что улучшить. Благо ценник не кусается. Только не рассчитывайте на что-то большее. Пока.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *