Обзор «шокирующего психологического триллера» Martha is Dead. А была ли девочка? | Новости и обзоры игрового мира full screen background image

Обзор «шокирующего психологического триллера» Martha is Dead. А была ли девочка?

Как известно, в борьбе за внимание СМИ и игроков хороши все средства, включая лукавство. Martha is Dead преподносилась как психологический триллер с обилием жутких сцен, от которых, вероятно, должно было стать не по себе даже отпетым фанатам боди-хорроров. Правда же заключается в том, что таких эпизодов на поверку оказалось ничтожно мало, и практически все они не то что бы шокируют сильнее увиденного в прошлогодней Resident Evil Village. Поэтому в сухом остатке мы имеем очередной симулятор ходьбы с рудиментарным геймплеем и неоднозначным сценарием, построенном на традиционном для жанра обмане игрока с обязательным «вотэтоповоротом» в финале. А теперь, когда мы выложили все карты на стол, поговорим об игре детальнее.

Вообще, главная проблема Martha is Dead состоит в том, что игра напоминает скорее наспех составленный бизнес-план, призванный поскорее выбить денег в издательстве. Слишком многое обрывается на полуслове или же пришито кое-как и непонятно для чего. Казалось бы, за последние лет десять вышло немало инди-проектов, показывающих ужасы войны глазами мирного населения. И коли уж LKA выбрала для своей игры такой сеттинг — поневоле ждешь того, что неспокойная обстановка найдет какое-то отражение в трагичной истории Джулии, обнаружившей труп своей сестры-близнеца посреди озера и решившей выдать себя за любимую матерью дочь. Увы, нет.

Весь сюжет игры всецело построен на борьбе героини с внутренними демонами и попытками восстановить хронологию событий, предшествовавшим гибели родственницы. И это не спойлер: пытаясь задвинуть ключевой твист в самый финал, разработчики зачем-то уже во вступлении тычут в лоб жирным намеком на иллюзорность происходящего, советуя людям с ментальным расстройством обращаться за психологической помощью в некую организацию. Следом, буквально по прошествии десяти минут, на глаза как бы невзначай попадется список телефонных номеров, включая психиатрическую лечебницу и врача. Остальное оставим для секции со спойлерами, и вернемся к теме войны.


                    Обзор «шокирующего психологического триллера» Martha is Dead. А была ли девочка?

Казалось бы, какое кому дело до фрицев, когда сестра в гробу, а в голове творится полнейшая неразбериха?

В культовой картине Эдриана Лайна «Лестница Иакова» воспоминания о кровопролитии на вьетнамских землях были более чем уместны. Сценарий пытался манипулировать зрителем, выставляя все как типичное для ветеранов боевых действий ПТСР, хотя на деле жуткая правда заключалась совсем в другом. Здесь же неспокойный 1944-й выступает просто в качестве декорации, которая… призвана убедить нас в том, что и само по себе плачевное психическое состояние Джулии было подорвано страхом получить пулю в лоб во время прогулки? Или, может, сюжетная линия с искренне любящим девочку отцом-нацистом получит какое-то развитие? Нет и еще раз нет.

Наличие военного сеттинга здесь вообще не имеет принципиального значения. Замени его хоть на зомби-апокалипсис, хоть на киберпанк — принципиальных различий не будет. Единственным оправданием теме войны в игре служит разве что опциональное задание с телеграфом. Причем задание, никак не связанное с центральной сюжетной линией, но способное сломать мозг без гайда или знания азбуки морзе. Возникает логичный вопрос — зачем оно здесь?


                    Обзор «шокирующего психологического триллера» Martha is Dead. А была ли девочка?

Martha is Dead не самый затянутый симулятор ходьбы на свете, но и не самый расторопный. Бегать придется много и медленно

Ведь по геймплею Martha is Dead — типичный симулятор ходьбы, да еще и без каких-либо головоломок. Джулия, постепенно сходящая с ума и, кажется, уже неспособная отделить себя от сестры, роль которой она решила присвоить, носится по небольшому поместью, собирая предметы, а затем применяя их либо в самом доме, либо за пределами. Камерность происходящего, увы, не снизила долю бэктрекинга, но уменьшила его продолжительность.

Чтобы геймер не заскучал от рутины, ему дают в руки камеру и отправляют снимать объекты — якобы проявленные снимки должны спровоцировать у Джулии очередной флешбек, вносящий ясность в происходящее. Но если вы думали, что создатели выстроили на базе съемки интересную механику, то снова нет. Достаточно собрать необходимое оборудование (линзы, штатив), прийти к отмеченному на карте объекту, а затем просто путем банального перебора вариантов с положением камеры и настройками светосилы (ну и выбранных аксессуаров, естественно) сделать кадр, проявить его (небольшой привет The Medium) и, собственно, получить комментарий, двигающий сюжет вперед.

При этом можно уйти от сюжетных директив в сторону и снимать вообще все, что заблагорассудится — изредка это ведет к получению сведений, не имеющих принципиального значения для понимания истории или же просто эффектных кадров. Да и охотникам за трофеями без этого не обойтись. Другое дело, что игровой мир ограничен буквально тремя крошечными локациями, и постигать искусство съемки в таких условиях не то что бы сильно интересно.


                    Обзор «шокирующего психологического триллера» Martha is Dead. А была ли девочка?

Видите надписи слева? Это условия для получения разборчивого снимка. Просто потыкайтесь во все варианты, пока не нащупаете нужный. Сложно? Нет. Интересно? Тоже

Еще один геймплейный элемент, который явно не докрутили — кукольный театр, где нам предстоит разыгрывать сценки, также позволяющие восполнить пробелы в памяти. Тут даже есть нелинейность в действиях и вариантах диалогов — к сожалению, абсолютно мнимая. Если собрать элементы в неправильной последовательности, Джулия просто скажет, что такого точно быть не могло, и придется перебирать варианты заново. Таким подходом авторы как бы продавливают идею о том, что итог у всей этой истории один. Но нет — в финале Martha is Dead нам буквально дают выбрать правильное, на наш взгляд, объяснение всей этой истории. Многообразие концовок с давних пор сопровождает игры и за пределами триллеров, вот только неканоничный исход (как в той же Silent Hill) обусловлен рядом действий, пусть порой и притянутых за уши. А здесь и притягивать ничего не нужно — мы послушно шагаем по проложенной авторами дорожке, чтобы потом додумать за них, какой исход должен быть у всей этой истории.

Так как главной ценностью игры является запутанный нарратив, значительную часть обзора придется посвятить его анализу — и поместить под спойлер. Если не боитесь испорченных сюрпризов, читаете этот текст просто из праздного интереса или уже прошли игру — кликайте по блоку ниже. Тем, кто все-таки планирует ознакомиться с Martha is Dead самостоятельно, лучше проследовать дальше по рецензии.

Мысли о сюжете, концовке и тех самых жестоких сценах

Как уже было отмечено ранее, игра практически сходу дает понять, что значительная часть событий (а то и весь сюжет целиком) разворачивается в голове героини. Ее детство и юность не назовешь счастливыми: мать считала девочку обузой, отдавая всю любовь и внимание глухонемой, но любимой сестре и дочери Марте. Отец, несмотря на свою нацистскую сущность, любил обеих девочек, из-за чего сестры регулярно становились свидетельницами жарких конфронтаций между родителями. Когда девочки подросли — они закрутили роман с одним и тем же парнем и обе забеременели.

А теперь стоп. Ближе к финалу Джулия сама говорит о том, что уже давно находится на лечении в психиатрической клинике. Финал не дает однозначного ответа, что из показанного в Matha is Dead было реальным, и получается палка о двух концах. Любители искать скрытый смысл в иголке, оказавшейся посреди стога с сеном, наверняка будут рады обилию метафор. Момент, когда Джулия срезает лицо с трупа сестры, как бы подразумевает подмену ролей. Но что насчет самой мерзкой сцены в игре, где девушка вырезает плод из бездыханного дела Марты? Аллегория на то, что для матери она была нежеланным ребенком? А была ли вообще девочка? Может, по аналогии с «Малхолланд Драйвом» Джулия просто выдумала себе мир грез, где она была единственным и желанным чадом, но воспаленное сознание порушило хлипкую конструкцию?

Есть и другие намеки на то, что Джулия и Марта — одно и то же лицо, да и сомневаться в том, что героиня страдала от жестокого обращения матерью в детстве, тоже не приходится. Но действительно ли она расчленила мать, или это очередной плод ее воображения? И если да, то оправданно ли вообще такое количество неизвестных в истории про поехавшую головой от побоев в детстве девочку, убившую родительницу и угодившую в дурдом? Мне кажется, неискушенные игроки могут справедливо упрекнуть авторов в неспособности связать А и Б, а уж за финал, где тебе по-прежнему не дают единого ответа — упрекнуть еще сильнее.

Это, конечно, не глупый эпатаж с инцестом в финале Twelve Minutes, где совершенно вменяемая детективная история в итоге оборачивается очередным «сном собаки». Но и пытаться оправдать такую вакханалию типичным «Чего вы хотели от вымысла больной на голову?» — тоже не есть хорошо. А ведь тут еще имеется небольшая сюжетная линия с Белой дамой — духом девушки, убитой ревнивым возлюбленным. Означает ли это, что Марта все же существовала, и героиня убила ее из ревности то ли к общему парню, то ли любящей матери? А черт его знает. Даже по прошествии месяца с момента выхода по игре до сих пор не вышло ни одного глубокого плот-анализа, который не оставил бы после себя пробелов. Наверное, это тоже о чем-то да говорит.

Напоследок поговорим об оптимизации — точнее, о полном ее отсутствии. В рекомендованных требованиях указана GTX 1060, эквивалентом которой можно считать мобильную GTX 1650 Ti. Остальные требования тоже соответствовали указанным — Ryzen 7 4800H, 16 ГБ ОЗУ и установка на SSD. На практике для получения более-менее вменяемых 40-60 fps пришлось откатиться до средних настроек, превративших игру в ленивый порт для Nintendo Switch. На минималках Martha is Dead впору сравнивать с работами художников-абстракционистов.

Оцените разницу между «средними» и «высокими»

При этом, вне зависимости от выбранных настроек, частота кадров постоянно скачет даже в моменты, когда тратить ресурсы системы, казалось бы, не на что. Скриптовые сцены — не исключение. Проходить игру в «режиме мыла» особенно обидно из-за того, что художники, отвечавшие за дизайн поместья, постарались на славу. Да и в целом картинка (особенно для инди) смотрится вполне современной. Даже трассировку завезли. И, к слову, буквально на днях в Martha is Dead добавили поддержку FSR, но пока лишь на экспериментальном уровне. Поэтому особой погоды активация режима не делает.

Многие (включая автора данного текста) считают, что рецензия по умолчанию не должна быть соткана из полутонов. Пускай задача обозревателя и сводится к тому, что взвесить все «за» и «против», но вердикт должен быть однозначным. И Martha is Dead как раз тот редкий случай, когда утвердительно ответить на вопрос о том, стоит ли тратить свое время на игру, дать не получится. Здесь нет интересных геймплейных находок, но те механики, что есть, работают на базовом уровне. Как нет здесь и достойного похвалы сценария — еще один стандартный для большинства психологических триллеров набор намеков, метафор и аллегорий, подогревающий интерес на протяжении хронометража, но с трудом складывающийся в завершенную картину в финале. С учетом скромного (порядка четырех часов без учета побочных активностей) хронометража, правильнее всего будет поступить так же, как и LKA. А именно — оставить право выбора за пользователем, отойдя в сторону и заявив: вы вряд ли будете сильно сожалеть о потраченном времени, как, впрочем, и долго смаковать послевкусие. Martha is Dead в равной степени достойна того, чтобы пройти игру — или же мимо нее.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *