Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума» | Новости и обзоры игрового мира full screen background image

Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Украинский survival-horror 2008 года «Анабиоз: Сон разума», распространявшийся на западе под названием Cryostasis, — пожалуй, одна из самых необычных игр, вышедших с пост-советского пространства на рубеже первых десятилетий XXI века. На релизе история замерзшего где-то во льдах атомного ледокола запомнилась многим не только густой гнетущей атмосферой и оригинальными механиками, но и по-настоящему впечатляющем графонием! На релизе проект ныне безвестно пропавшей студии Action Forms (одна из причин, почему игру нынче трудно купить легально) плавил видеокарты не хуже «Крузиса» и считался едва ли не бенчмарком. Мы решили вернуться в него спустя почти два десятилетия и обнаружили, что «Анабиоз» любопытен не только как музейный экспонат и свидетельство технологических достижений своей эпохи, но и как проект, отчасти предвосхитивший бум авторских видеоигр с упором на нарратив.

Игрок ступает на борт ледокола «Северный ветер» в роли возвращающегося со службы полярника Александра Нестерова. Но вместо гостеприимной встречи с экипажем его ожидает погружение в ледяной ад. Корабль по неизвестной причине оказывается брошен во льдах, температура по всем палубам упала до несовместимых с жизнью показателей, а откуда-то из-за стен доносится угрожающий скрежет. Путь назад уже отрезан — и герою, вместе с игроком, остается лишь погружаться все глубже в недры судна в попытках выяснить, что же на самом деле случилось с командой, и найти хоть какую-то надежду на спасение.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

К месту действия герой прибывает на собачьей упряжке аки Солид Снейк

Леденящая душу атмосфера, больше всего напоминающая книгу Дэна Симмонса «Террор» и фильм «Нечто», вкупе с чувством изоляции и растерянности захватывают с первых же минут. Авторы не стесняются сходу бросить в игрока все освоенные технические навороты, некоторые из которых впечатляют и по сей день, не говоря уже о том, как это воспринималось в 2008-м. Покрытые будто вековым инеем стены переливаются в свете потускших лампочек, а через многочисленные пробоины и разбитые стекла в каюты с завыванием врывается вьюга.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Уголки экрана на морозе также покрываются инеем

Отдельное представление начинается, когда игроку удается найти источник тепла и согреть одну из комнат. Повсюду трескается лед, с крыши падают сосульки, а спустя всего несколько мгновений по дверям и стенам начинают бежать четко различимые струйки оттаявшей воды — спасибо революционной на момент релиза технологии NVIDIA PhysX. Сквозь толстую снежную корку постепенно проступают цвета, и помещение буквально преображается на глазах. Все это вместе блестяще передает ощущение того, что именно игрок привнес хотя бы толику жизни в это гиблое место.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Скриншоты всего эффекта, конечно, не передадут, так что вы уж либо поверьте, либо проверьте: вода здесь течет очень красиво

Шаткий баланс холода и тепла становится и основой геймплея. Привычный для экшенов и хорроров параметр здоровья в игре заменяют два ключевых показателя: температура тела протагониста и температура окружающей среды. Первый медленно подстраивается под второй: если вокруг холодно, то и главный герой вскоре окажется скован морозом, что сперва скажется на его способностях двигаться и сражаться, а со временем и вовсе может отправить на тот свет.  Приходится на каждом шагу цепляться за спасительные источники тепла.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Настольной лампой особо не согреешься, но это лучше, чем ничего! 

Дальше — больше. Наткнувшись на труп одного из матросов, мы выясняем, что полярник Нестеров не так прост, как может показаться на первый взгляд. Стоит ему прикоснуться к телу, как экран зальет ослепительная вспышка, и вот игрок уже оказывается в другом времени в теле человека, который только что лежал перед ним мертвецом. Под управлением игрока члены экипажа «Северного ветра» в духе культового сериала «Квантовый скачок» получают шанс поступить иначе и исправить свою судьбу за несколько секунд до гибели, попутно приоткрывая завесу тайны над сюжетом и меняя историю всего корабля. Эти небольшие сценки становятся лейтмотивом игры и, пожалуй, ее самой большой удачей.

Связь времен стремительными монтажными склейками диктует темп геймплея и постоянно подкидывает всякие неожиданности. Даже жанры здесь меняются буквально на лету. В одной из сцен прошлого нам приходится оборонять спасательную шлюпку от нежеланных гостей, в другой — на корточках прокрадываться мимо одичавших собак, а эпизод замены ядерных стержней в реакторе корабля практически воссоздает легендарную завязку первой Half-Life. Помимо матросов придется побывать в шкуре ведомой на убой коровы и случайно забредшего на огонек белого медведя. При этом последствия внесенных во временную линию изменений постоянно дают знать о себе в настоящем. Простейший пример: скованную льдом комнату можно освободить, предотвратив ее затопление в прошлом. Вроде бы мелочь, а тоже добавляет очков в копилку ощущению, что мир игры шаг за шагом преображается именно вашими усилиями.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Экипаж «Северного ветра» из последних сил борется за жизнь. Но этого не всегда оказывается достаточно

Частая смена перспективы в лучшие моменты игры становится еще и эффектным повествовательным средством. Ведь флешбэки не только погружают нас в быт экипажа, но и раскрывают героев — подчас совершенно неожиданным образом. В одной сцене у вас появится возможность спасти одного из членов команды корабля, а в следующем эпизоде вы уже видите его со стороны. И тут, выйдя из-под контроля игрока, он берет и убивает сразу двоих своих сослуживцев! Тут же хочется сказать: «Нормально же общались, ну что ж ты такая тварь! Придется опять все чинить…»

Ведь кто, если не мы?


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Авторы активно стараются изобразить капитана ледокола этаким современным Данко, ведущим людей на свет. Но он больше производит впечатление потерявшего хватку самодура 

Надо, впрочем, сказать, что сюжет в «Анабиозе» не вполне связывается в складную историю и оставляет кучу слепых пятен. Мистики и поэзии тут гораздо больше, чем чего-то рационального. Отсылки к Гойе, Максиму Горькому и Герману Гессе поданы настолько в лоб, что смотрятся дурным тоном. А некоторые сценарные решения авторов вкупе с весьма спорной моралью вызывают лишь недоумение (концовка — это буквально Deus ex machina). Но по мере прохождения следить за историей действительно интересно. Это одно из тех произведений, в которых то, как рассказывают историю, оказывается интереснее самой истории. И в этом разработка Action Forms напоминает другую, чуть более современную игру. 

Опустевший при странных мистических обстоятельствах корабль. Команда, раздираемая спорами и конфликтами, приводящими к трагедии. Переживание последних мгновений участников событий и восстановление их судеб по крупицам… Да это же вылитая Return of the Obra Dinn! Сходства настолько очевидны, что волей-неволей задаешься вопросом: а не играл ли Лукас Поуп в «Украинскую Crysis»? И тут же мозг хватается за следующую ассоциацию: раскрытие героев через интерактивные флешбэки в разных жанрах — это же буквально то, из чего была соткана блестящая What Remains of Edith Finch! Просто поразительно, насколько актуально некоторые нарративные приемы украинской игры из 2008 года выглядят на фоне современного независимого геймдева. И это при том, что тогда никто еще не знал ни о каких «симуляторах ходьбы», а проторившая дорожку новому жанру Dear Esther была лишь модом для Half-Life 2.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Аутентичная фактура в деталях делает героев и историю более жизнеподобными. Одних только пачек сигарет, к слову, в игре было найдено целых три разных вида!

Но есть у «Анабиоза» и менее приглядная оборотная сторона. К сожалению, в 2008 году авторские видеоигры без конвенциональных жанровых механик и с упором на  повествование еще были в новинку. Поэтому в проекте Action Forms есть то, что адепты людо-эссенциализма называют геймплеем (будто все остальное им не является). Читай, там есть монстры и есть стрельба. Чем ближе к финалу — тем больше. И то и другое игре в конечном итоге, скорее, вредит. Впрочем, без удачных моментов не обходится: скажем, дизайн некоторых врагов просто роскошен. Чего стоят одни только надзиратели, у которых на месте головы находится клетка с миниатюрным интерьером одиночной камеры. Арсенал оружия, включающий вентиль, пожарный топор, винтовку Мосина и ППШ, соответствует обстановке. Оригинальный UI, замещающий счетчик патронов, выглядит симпатично. А медленный темп стрельбы и перезарядки играет на руку «отмороженной» атмосфере. Но чисто механически как шутер «Анабиоз» очень слаб. 


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Spider-man, Spider-man, does whatever a spider can

Мощный движок не спасает модели от постоянного клиппинга и даже случайной телепортации (монстр с двумя пулеметами может в долю секунды оказаться у вас за спиной), добрая половина пушек оказывается совершенно бесполезна, анимации врагов порой никак не соотносятся с их действиями, а считывание попаданий работает как бог на душу положит. Если бы релиз «Анабиоза» случился сегодня, после громогласного инди-бума, вырежи авторы всю эту необязательную экшен-мишуру — их бы наверняка поняли. Но тогда в индустрии были другие представления. О чем можно только сокрушаться. Ей-богу, лучше уж «никакого геймплея», чем такой.


                    Украинская Crysis или неудавшийся симулятор ходьбы? Вспоминаем легенду — «Анабиоз: Сон разума»

Целиться в голову здесь лучше даже не пытаться: велик шанс, что игра засчитает выстрел за промах

Нельзя не сказать и об общем техническом состоянии игры. На релизе многие жаловались на оптимизацию, и, стоит отметить, почти полтора десятилетия технического прогресса данную проблему не исправили. Мы играли в купленную давным-давно Steam-версию «Анабиоза» на современном игровом ПК, и такого объема подвисаний и вылетов не встречали даже в непропатченной Elden Ring. Пройти сюжетку от начала до конца они не помешают, но вызвать раздражение могут еще как! Понятно, что игра, по сути, осталась сиротой, и за все эти годы ее никто не правил. Поэтому и в упрек ей это ставить как-то неловко. Но, если захотите ознакомиться, этот неприятный момент стоит иметь в виду. Тем более, что несмотря на все «но», смысл ознакомиться с «Анабиозом» действительно есть — особенно если вы любитель необычных игр со славянскими корнями.

«Анабиоз» — это игра, разрываемая внутренними противоречиями. Неуклюжая, нескладная. Но увлекательная, неординарная, в отдельных моментах даже прорывная и выглядящая актуально спустя два консольных поколения. А эти эпитеты не так уж часто можно без зазрения совести озвучить в адрес игр с пост-советского пространства. Канувшая в лету и незаслуженно забытая, она точно достойна того, чтобы о ней хотя бы изредка вспоминали с теплотой.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *